Техническое обслуживание ПК. Накопители на жестких дисках

В некоторых накопителях с шаговыми двигателями последних лет выпуска автоматическая парковка головок при выключении питания все-таки осуществляется. Так ли это, можно выяснить из документации на устройство. (Только не вздумайте открывать крышку накопителя и проверять свои предположения, так сказать, визуально!) Иногда при выключении питания компьютера раздается характерный звук, но он не всегда бывает связан с перемещением головок в безопасную зону: в некоторых накопителях для остановки дисков используется тормоз с приводом от электромагнитной катушки, и именно это устройство издает упомянутый звук.

В накопителях на гибких дисках для перемещения головок используется привод с шаговым двигателем. Его точность оказывается вполне достаточной для дисководов этого типа, поскольку плотность дорожек записи на гибких дисках значительно ниже, чем в накопителях на жестких дисках. Во многих дешевых устройствах с жесткими дисками малой емкости используется такой же привод. Но в большинстве накопителей емкостью более 40 М и во всех накопителях емкостью более 100 М (т.е. во всех выпускаемых на сегодняшний день моделях) устанавливаются приводы с подвижными катушками.

Указать точную границу емкости накопителей, начиная с которой в них используются только приводы с подвижными катушками, невозможно — у разных фирм она может быть разной. В общем можно сказать, что в накопителях емкостью до 80 М может быть установлен привод любого типа, а в устройствах с емкостью более 80 М используются только подвижные катушки. Цены на накопители с приводами обоих типов примерно одинаковы, поэтому лучше выбрать тот из них, в котором установлен привод с подвижной катушкой. Новые накопители с шаговыми двигателями сейчас не выпускаются.

Шаговые двигатели

Шаговый двигатель — это электродвигатель, ротор которого может поворачиваться только ступенчато, каждый раз строго на определенный угол. Если покрутить его вал вручную, то можно услышать негромкие щелчки (или треск при быстром вращении), которые возникают всякий раз, когда ротор проходит через очередное фиксированное положение. Ощущение при этом примерно такое же, как при вращении ручек регуляторов громкости в некоторых стереосистемах, в которых для этих целей используется не обычный переменный резистор с линейным перемещением движка, а переключатель с большим количеством дискретных положений.

Размеры этих двигателей невелики (несколько сантиметров), а форма может быть разной: прямоугольной, цилиндрической и т.п. Шаговый двигатель устанавливается вне блока HDA, но его вал проходит внутрь через отверстие с герметизирующей прокладкой. Обычно двигатель располагается у одного из углов корпуса накопителя и узнать его легко.

Передаточные механизмы

Шаговый двигатель механически связан с блоком головок. Делается это либо с помощью стальной ленты, намотанной на ось двигателя, либо зубчатой рейки и шестерни, насаженной на вал. Обычно каждому шагу ротора двигателя в ту или иную сторону соответствует перемещение головок на одну дорожку, хотя в некоторых накопителях для совершения этой операции необходимо несколько шагов.

Предположим, что в процессе работы появляется необходимость переместить головки с нулевой на сотую дорожку. Ротор двигателя начинает вращаться, доходит до 101-й фиксированной позиции и останавливается, а головки оказываются на нужном цилиндре. Главный недостаток такой системы состоит в том, что по мере старения механизма накопителя взаимное расположение дисков и головок может изменяться, и последние перестанут точно попадать на цилиндр. "Наведение" головок на дорожки осуществляется вслепую, поскольку в системе не предусматривается какого-либо сигнала обратной связи, по которому можно было определить их текущее положение относительно конкретного цилиндра.

Чаще всего в системах с шаговым двигателем для преобразования вращения вала в возвратно-поступательное движение блока головок используется металлическая лента. Она делается из специальных сортов стали с небольшими коэффициентами температурного расширения и механического растяжения. Один конец ленты наматывается на вал шагового двигателя, а второй соединен непосредственно с блоком головок. Лента находится внутри блока HDA и снаружи ее не видно.

В некоторых накопителях для передачи усилия с шагового двигателя на блок головок используется зубчатая рейка, входящая в зацепление с ведущей шестерней, насаженной на вал двигателя. Одним из своих концов, рейка соединяется с блоком головок. Этот механизм более долговечен по сравнению с ленточным, а его временная и температурная стабильность несколько выше. Серьезный и принципиальный недостаток такого механизма — это неизбежный люфт ("свободный ход") в зубчатой передаче. По мере износа люфт увеличивается и, в конце концов, механизм оказывается неспособным выполнять свои функции.

На главную