История искусства

Искусство Древнего Египта

Искусство Древнего Царства (XXXII в. — XXIV в. до н. э.) В первой пол. III тысячелетия до н. э. сложился монументальный стиль египетского искусства, выработались изобразительные каноны, которые потом свято оберегались на протяжении веков. Их постоянство обусловлено особенностями развития древнеегипетского общества, а также тем, что искусство Египта было составной частью культа, заупокойного ритуала. Оно столь тесно связано с религией, обоготворявшей силы природы и земную власть, что трудно понять его образную структуру, не имея общего представления о религиозно-обрядовых обычаях египтян. В этот период создаются такие архитектурные сооружения как Великие Пирамиды и Большой Сфинкс.

Искусство Среднего Царства (XXI в. — XVIII в. до н. э.) После долгого периода смуты и распада Египта на отдельные номы (области) государство в XXI веке до н. э. снова объединилось под властью фиванских правителей — этим знаменуется начало Среднего царства. Но теперь централизация уже не была столь абсолютной, как прежде. Местные правители, монархи, стали богаче и самостоятельнее. Они постепенно присваивали себе привилегии, прежде принадлежавшие только царю, — привилегии высоких титулов, религиозных церемоний, уподоблений Осирису и Хору. Теперь гробницы вельмож располагались не у подножия царских пирамид, а отдельно, на территории номов. Пирамиды же стали скромнее, меньше размерами; уже ни один фараон не отважился на сооружение таких гигантских усыпальниц как Хеопс или Хефрен. Это приводит к тому, что с одной стороны снижается пафос монументальности, отсюда усиление жанровых «вольностей» в трактовке сюжетов  в композиции. В портрете усиливаются черты индивидуальной характерности. Каноны всё-таки преобладают и, имея за собой слишком уж большую давность, поневоле сбиваются на шаблон и схему. К концу царствования Соломона назревавшее в стране недовольство перешло в открытое выступление, которое возглавлял Иеровоам из незнатного рода, служивший какое-то время у Соломона. Иеровоама поддерживало местное жречество города Силома. Несмотря на то, что восстание было значительным, Соломону удалось его подавить. Иеровоам бежал в Египет, так как надеялся при его поддержке отделить Израиль от Иудеи, ибо Египту выгодно было иметь рядом не одно могущественное государство, а два слабых и независимых друг от друга.

Искусство Нового Царства (XVII в. — XI в. до н. э.) В искусстве Нового царства пробивается пламя земного чувства, размышлений, тревог. Сами традиционные формы как бы изнутри освещаются этим новым светом, он их преображает. Вместо архитектуры гробниц (гробницы в Новом царстве перестали быть наземными сооружениями — они таились в ущельях скал) расцветает архитектура храмов. Жрецы в эту эпоху, стали самостоятельной политической силой, конкурирующей даже с властью царя. Поэтому не только заупокойные храмы царей, а главным образом храмы-святилища, посвященные различным ипостасям бога Амона, определяли архитектурный облик Египта. Строились и достраивались знаменитые храмы Амона-Ра в Карнаке и Луксоре, близ Фив. Если древняя пирамида с её спокойной целостной формой уподоблялась горе, то эти храмы напоминали дремучий лес, где можно затеряться.

Таким образом, египетское искусство в итоге своего долгого пути пришло к новым рубежам. Но дальше его линия развития затухает. Последний прославленный завоеватель Рамсес II стал культивировать торжественно - монументальный стиль, который теперь уже не был таким органическим, как когда-то в Древнем царстве. Пещерный храм Рамсеса II в Абу - Симбеле представляет собой заключительную вспышку египетского монументального гения. После Рамсеса последовала полоса тяжёлых длительных войн, завоевания Египта эфиопами, ассирийцами, утраты Египтом военной и политической мощи, а затем и культурного первенства. В VII веке до н. э. египетское государство на время вновь объединяется вокруг саисских правителей. Возродилось в это время и древнеегипетское искусство в своих традиционных формах. Саисское искусство достаточно высоко по мастерству, но в нём нет прежней жизненности, оно холодно, ощущается усталость, иссякание творческой энергии. Всемирно-историческая роль Египта в то время была уже исчерпана.

Пирамида Хеопса была возведена приблизительно в 2550 году до нашей эры и является самой большой пирамидой Египта. Эта пирамида была самой высокой постройкой, созданной человеком, на протяжении 3800 лет, до открытия в 1300 году Линкольнского собора Девы Марии.

Было подсчитано, что пирамида Хеопса состоит из более 2 миллионов каменных блоков, каждый из которых весит около 2,5 тонн, а некоторые достигают веса в 15 тонн. Длинна основания - около 230 метров, а высота- 146,6 метров, однако сейчас пирамида ниже, так как во времена Средних веков часть ее была разобрана. Грани пирамиды Хеопса наклонены под углом 51 или 52 градуса. По подсчетам ученых общий вес пирамиды составляет 5,9 миллионов тонн. Считается, что постройка пирамиды длилась от 14 до 20 лет, а ее архитектором был визирь Хеопса - Хемиун. Изначально пирамида Хеопса была снаружи покрыта специальным материалом, который делал поверхность гладкой. Однако с течением времени это покрытие разрушилось, и сейчас можно увидеть материал, который лежал в основе постройки. Внутри пирамида Хеопса оформлена декоративными камнями. Стены были покрыты яркой краской, от которой практически не осталось следов.

Единственный вход в пирамиду Хеопса расположен на северной стороне и по высоте равен 16 метров. Погребальная камера, в которой расположены саркофаги фараонов, находиться на глубине 28 метров и сделана из гранита. Потолок камеры состоит из девяти гранитных блоков, которые весят около 400 тонн. Сверху расположены 5 отдельных ниш, в четырех из которых потолок прямой, а в одной с уклоном, что сделано для того, чтобы избежать обвала под весом сооружения.

Пирамида Хеопса – это единственная пирамида, в которой используются восходящие и нисходящие проходы. Одной из ее особенностей является огромный спуск, который называется «большой галереей». В конце галереи расположен узкий проход, ведущий в «комнату короля», стены которой оформлены отполированным гранитом. Ученые считают, что «комната короля» была триумфом египетской геометрии, так как по их расчетам она была построена согласно золотому сечению. Саркофаг сделан из монолита красного гранита, причем его размеры больше, чем вход в комнату. Саркофаг был обнаружен открытым и никакие ценные вещи в нем найдены не были. До сих пор неизвестно, был ли он предназначен для тела фараона. «Комната королевы» - самая маленькая и располагается в центре. С восточной стены пирамиды Хеопса расположена ниша, в которой, по мнению египтологов, располагалась статуя жены фараона. Третья, незавершенная комната, находится на глубине 27, 5 метров под землей и оформлена очень грубо, в ней нет роскоши, которая присутствует в двух остальных помещениях. Египтологи считают, что эта комната должна была стать погребальной камерой для фараона, однако Хеопс передумал и приказал расположить ее выше.

Пирамида Хеопса - главное сооружение комплекса, который включает два погребальных храма, построенных в честь Хеопса, три пирамиды для его жен и еще несколько пирамид, которые объединяют все постройки в комплекс. В одной из маленьких пирамид была захоронена царица Хетепхерес, сестра и жена Снофру и мать Хеопса.

Пирамида Хеопса является одной из самых знаменитых загадок человечества, а интерес к ее изучению со стороны историков, археологов, математиков и ученых из многих других областей не утихают уже много тысячелетий.


На главную