История искусства

Искусство Испании и Франции XVII века

Испания — главный оплот контрреформации в Европе. Борьба реалистических и антиреалистических тенденций в испанском искусстве. Главные мастера реалистического направления.

Творчество Хусепе Риберы и влияние на него караваджизма.

Мощный живописный темперамент художника. Демократизм его искусства. Основные работы: «Мучение св. Варфоломея», «Св. Инесса».

Франсиско Сурбаран, религиозная тематика его произведений. «Св. Лаврентий», «Посещение св. Бонавентуры Фомой Аквинским», монументальность композиций и своеобразный колорит.

Диего Родригес де Сильва Веласкес как один из величайших реалистов европейского искусства. Ранние жанровые произведения. Отражение народного искусства в зрелых произведениях художника («Кузница Вулкана», «Пряхи»). Значение картины «Сдача Бреды» в развитии исторического жанра. Психологизм портретов Веласкеса и их живописные достоинства (портреты Филиппа IV, папы Иннокентия X). Картина «Менины».

Бартоломео Эстебан Мурильо как певец духовного мира ребенка («Мальчик с фруктами» и др.).

Приемы декоративной отделки зданий и интерьеров.

Орнамент и прикладное искусство. Любовь к насыщенному цвету и узорчатости как влияние арабского искусства.

Превращение Франции в самое могущественное государство Западной Европы. Французский классицизм XVII в. как стиль автократийной монархии. Основные стилевые особенности архитектуры классицизма на примере Версальского дворца, Пантеона и колоннады Лувра в Париже.

Развитие изобразительного искусства. Графические циклы Жака Калло, национальные черты и реализм его искусства. Влияние Караваджо на французских художников бытового жанра, своеобразие работ Жоржа деЛатура («Рождество», «Св. Себастьян») и Луи Ленена («Семейство молочницы»).

Никола Пуссен — основоположник классицизма в живописи. Понимание им античной культуры как неиссякаемого источника физической и нравственной красоты. Гражданский характер произведений Пуссена («Смерть Германика», «Танкред и Эр-миния»), философские проблемы в творчестве художника («Аркадские пастухи»). Идеальная природа и место в ней человека («Пейзаж с Полифемом»). Композиционные и цветовые особенности работ Пуссена. Героические пейзажи Клода Лоррена («Морской пейзаж с Ацисом и Галатеей», «Утро»). Пластическая определенность изображенных предметов и особенности их освещения из глубины.

Основание Парижской Академии художеств. Монументально-декоративные работы Шарля Лебрена в королевских дворцах. Сочетание приемов классицизма и барокко, рассудочности с пышностью и театральностью. Парадные портреты Гиацинта Риго. Мемориальная и декоративная скульптура Франсуа Жи- рардона и Антуана Куазевокса в ансамблях городов и парков. Черты демократизма в творчестве Пьера Пюже («Милон Кротонский»).  Обработка интерьеров и мебель в «стиле Буль».

Контрольные вопросы к темам 2.10 – 2.12

1. Назовите основные черты искусства барокко.

2. Какие средства художественной выразительности приоритетны для живописи барокко?

3. Какие средства художественной выразительности приоритетны для живописи классицизма?

4. Каковы основные принципы архитектурного ансамбля барокко?

5. Каковы основные принципы классицистического архитектурного ансамбля?

6. Назовите произведения Л. Бернини.

7. Какому стилю ближе всего искусство П.-П. Рубенса?

8. Какие типы композиций характерны для искусства классицизма?

9.Назовите имена архитекторов итальянского барокко? Французского барокко?

10. Кто автор скульптурной композиции «Аполлон и Дафна»?

11. Кто автор картины «Союз Земли и Воды»?

12. Какие произведения Рембрандта, хранящиеся в Государственном Эрмитаже, вы знаете?

13. Какова судьба знаменитого полотна Рембрандта «Даная»?

14.  Что такое жанр «бодегонес»? Где этот жанр получил развитие?

15. Кто является автором картины «Менины»? В чем ее жанровая особенность?

16. Назовите произведения Д. Веласкеса, Х Риберы, хранящиеся в Государственном Эрмитаже.

ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО XVII-XX ВЕКОВ

Студент должен знать:

основные закономерности развития искусства Западной Европы XVIII-XX вв.;

произведения искусства, архитектуры, скульптуры;

Уметь:

различать произведения искусств разных стран;

охарактеризовать искусство стран Западной Европы XVIII-XX вв.


На главную