Курс лекций по истории искусства

Культура Африки

Исторические сведения. Древние царства Лунт, Куш и Аксум. Культуры Нок, Сао и Ифе. История и культура Ганы. Империя Мали. Богатства Сонгай. Культура Бенина. Государство Мономотапа (Мозамбик и Зимбабве, Замбия).

Деревянная посуда готтентотов и бушменов.

Литература и искусство эпохи Возрождения (Ренессанса)

 Поскольку по Древнему Египту и Средиземноморскому побережью Африки есть сведения в главах, посвященных культуре Древнего мира, в этом параграфе будет уделено внимание культурам народов, живших во внутренних областях этого континента, называемых обычно Африкой южнее Сахары.

В связи с тем, что подавляющее большинство африканских культур были бесписьменными и не имели собственных записанных исторических традиций, а также из-за господства европоцентристских и ориентализирующих взглядов в мировой исторической науке, долгое время Африку рассматривали как континент, не имеющий собственной истории. Однако уже с начала XX в., а особенно интенсивно с 50-х гг., когда в результате процесса деколонизации возникли независимые национальные африканские государства, началось серьезное изучение и реконструкция богатого исторического прошлого континента.

На многие традиционные культуры Африки сильно повлияло распространение ислама. По историческим причинам исламизация многих местных культур, протекавшая в разные эпохи в различных формах и с разной интенсивностью и глубиной воздействия, не была связана с их разрушением, а порождала в большей или меньшей степени синкретические формы религиозного сознания либо двоеверие.

Христианство в силу высокой степени конфессиональной и культурной нетерпимости оказало меньшее влияние на культуры Африки. В настоящее время сохранилось лишь несколько христианских политических образований: в Нубии и в Эфиопии — преемнице христианского Аксумского царства.

Высокого мастерства достигли зодчие Аксума. Царские дворцы столицы ни в чем не уступали самым величественным архитектурным комплексам всех времен и народов. Каменный дворец Энда-Микаэль занимает площадь в 675 кв. м. Дворец Энда-Симеон построен позже. По площади он почти в два раза больше, чем Энда-Микаэль (1266 кв. м), и еще более торжествен. Но самый громадный дворец Аксума, несомненно, Таакха-Марьям. Здание, возведенное на ступенчатой платформе (площадью 9600 кв. м), имело сотни помещений на каждом этаже (предположительно было 8 этажей), общее количество комнат превышало тысячу.

Древнейшей империей в Африке южнее Сахары было государство Гана, которое сложилось около III в. на территории Западного Судана в верховьях рек Нигера и Сенегала и которое не совпадает с современной Ганой, расположенной в устье Вольты. Основой богатства империи были месторождения золота на юго-востоке и соли на севере.

Культура Византии. Основные особенности и этапы развития Этапы становления. Общие сведения о Византийской культуре. Православие — основа мировоззрения. Взаимосвязь императорской власти и православной веры. Своеобразие византийского христианства. Литературная деятельность. Искусство Византии: архитектура, скульптура, мозаика.

Сущность и сила христианского средневековья состояла в том, что жизнь не была отделена от религии. Православие являлось основной стихией народной жизни, главным и определяющим фактором цельности державы ромеев.

Византийская империя вVI-VII вв. XVI в., в среде итальянских гуманистов, предложивших деление истории на «древнюю», «среднюю» и «новую» и давших средневековью уничижительное в их глазах название — Византия (хотя Византии не средневековый, а античный город, переставший носить античное имя в год основания Константинополя — 324-й). Византийцы в своем самосознании были римляне — ромеи в византийском выговоре.

Собор св Софии в Константинопполе. Разрез

Основные произведения раннего христианства — «Откровение Иоанна Богослова»(Апокалипсис), «Евангелия», «Послания Апостолов» и другие — появились во второй половине I в.

Мастерская портного. Мастеровые у печи. Плавка руды

В XV—XVI вв. агрессия европейцев, которые искали морской путь в Индию, привела к тому, что большинство этих государств попали в зависимость к белым колонизаторам. В результате исконно африканские культуры постепенно либо затухали в своем развитии, либо совсем исчезали. До этого времени племена и народности Центральной и Южной Африки существовали на протяжении многих веков, не испытывая влияния мировых цивилизаций. Европейская колонизация сначала окраинных, а затем и глубинных районов этого континента изменила их путь развития. Первыми исследователями Африки в эпоху Великих географических открытий (XVI в.) стали португальцы, потом появились голландцы, их сменили французы и англичане. Спустя века ученым всего мира пришлось по крупицам восстанавливать культурное наследие народов Африки, все более убеждаясь в том, что они создали интересные, порой очень оригинальные произведения искусства.

Но до сих пор исследование прошлого Африки, культуры ее народов представляет особую трудность. Сложности исследователей, заключающиеся в том, что у многих африканских народов не было своей письменности, связаны с изучением устной исторической традиции, с выявлением всего, что сохранила народная память, а также свидетельства древних историков.

Первые люди в Африке появились около 3 млн. лет назад. Африканские племена научились у великой египетской цивилизации работать с золотом, использовать медь, олово, изготавливать бронзу.

Самая древняя известная нам страна называется Пунт. Она существовала уже до 2500 г. до н. э., поскольку правивший в это время в Египте фараон Сахура отправлял туда экспедицию. Пунт была расположена, вероятнее всего, в районе Африканского Рога, на восточном побережье, южнее Красного моря. Царица Хатшепсут, правившая в Египте в 1521—1501 гг. до н. э., также посылала в эту страну, называемую тогда египтянами Землей Бога, экспедицию. Пунт считалась родиной бога Гора, находившейся на востоке от Египта. О культуре и богатствах этой страны дает представление надпись, сделанная по наставлению Хатшепсут, под изображением сцены погрузки кораблей дарами от страны Пунт Египту на стенах храма Дер-эль-Бахри: «Погружаются корабли весьма тяжело вещами прекрасными чужеземной страны Пунт, всякими прекрасными растениями Земли Бога, грудой смолы мирры, эбеновым деревом и чистой слоновой костью, чистым золотом Аму, деревом тишепес и хесит, благовониями ихмут, ладаном, черной краской для глаз, павианами, мартышками, собаками, многочисленными шкурами леопардов, (местными) жителями и их детьми».* В надписях на стенах храма Дер-эль-Бахри упоминается не только Пунт, но и страна Куш, отдельные ее племена и даже божества.

Некоторые особенности государственного строя Куша известны из надписи на стеле кушитского царя Аспелты, который правил с 593 по 568 г. до н. э. Стела стояла в храме Амона Напатского, находившегося у священной Чистой горы около Напаты, столицы царства Куш. Текст надписи говорит о том, что царь этой страны избирался войском, затем утверждался оракулом, власть передавалась от брата к брату; счет родства осуществлялся по материнской линии.*

Около 1000 г. до н. э. к югу от Египта образовались уже два могущественных государства: Куш со столицей в Напате и Аксумское царство (ныне территория северозападной Эфиопии) со столицей в Аксуме.

Известно, что в 751—664 гг. до н. э. кушитские цари, завоевав Египет, правили в нем. В 671 г. до н. э. столицу кушиты перенесли в Мероэ. Она была построена вблизи железных рудников. Здесь находился один из первых в Африке центров индустрии железа, находка которого (вместе с обнаруженными археологами другими древнейшими первичными центрами металлургического производства) свидетельствует о том, что африканцы научились добывать и обрабатывать этот важнейший для развития человечества металл практически одновременно с европейцами. На ее месте археологами XX в. были обнаружены гробницы, похожие на египетские пирамиды. Африканцы активно использовали железо, развивая кузнечное дело. Кузнецы царства Куш умели делать оружие. Африканцы делали много изделий из слоновой кости, продавали ее купцам из других стран. Об аксумских народах известно пока очень немного, достоверно лишь то, что Аксум в I тыс. до н. э. играл выдающуюся роль во внутриконтинентальных и внешних торговых и культурных связях Африки. Он был важнейшим центром в этнокультурных взаимоотношениях центра и периферии культурного мира древности, в частности, осуществлял посредничество в контактах разных регионов Африки со странами Красноморья и Аравии, преимущественно через Химьяритское царство.

Сегодня небольшой восточноафриканский городок Аксум расположен далеко от многолюдных экономических центров, жизнь кажется монотонной. Однако улицы Аксума, в отличие от других городов, поражают многочисленностью памятников прошлого: в начале нашей эры это был один из крупнейших торговых и культурных центров, слава о котором достигла Индии и Персии. Расцвет Аксума приходится на период III-VII вв. Именно в это время были заложены основы эфиопской культуры и государственности. В искусстве Аксума главное место занимали изделия из металла. Немецкие археологи обнаружили пьедестал бронзовой статуи, имевшей не менее 5 м в высоту. В Европе такие статуи начали отливать только в эпоху Возрождения. Металлургия Аксума тесно связана с ювелирным искусством.


На главную