Курс лекций по истории искусства

Искусство средних веков изначально канонично и полностью подчинено христианской религии. Главной темой его являются события из жизни Христа, Богородицы и христианских святых. Византийская школа (православие) складывалась под влиянием восточных художественных форм. Значительное влияние на него оказало египетское искусство. Языческая культура древних греков стала считаться греховной.

Искусство сосредоточивается в храмах. Иконопись — единственное средство, для выражения новых идеалов человека. Космос концентрируется в храме, который как бы совпадает со Вселенной, включает в себя не только новое небо, но и новую землю. Если искусство Древней Греции переместило космос в земную природу, то христианский храм с восседающими апостолами стал восприниматься как новый земной мир и новое царство на земле. Оно является тем космическим идеалом, который должен вывести из плена действительный космос.

Раннехристианская базилика. Романский собор. Планы

 Третьим слоем культуры средневековья была культура светская, феодальная, рыцарская. Она определяла уклад средневекового общества, его политику, своеобразный нравственный кодекс поведения. Идеи товарищества, верности данному слову, вежливости и предупредительности по отношению к другому человеку, особенно к женщине, остаются значимыми и в современной культуре.

Фома Аквинский считает, что во всем нужно руководствоваться принципом справедливой середины. Таким образом, он оправдывает собственность, богатство, деньги, когда они являются не целью, а средством. Идеалом становится не аскетичность, а умеренность. Церковь в лице Фомы Аквинского получает защитника, научно обосновывающего правильность образа жизни ее приверженцев.

Начало Возрождения в Италии связано с именами писателей Петрарки и Боккаччо, развивавшими традиции Данте в обогащении языка «дольче стиль нуово» («сладкого нового стиля») и народного — «вульгаре».

Эпоха Возрождения в целом породила многих гениев, пассионариев, как назвал бы их Л. Н. Гумилев, — людей, в которых жила невероятная энергия таланта и жизни. Среди титанов, порожденных эпохой Возрождения, человечество свято хранит имена, которые дала Италия: Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Тициана, политического деятеля Макиавелли, философов Альберти, Бруни, Валла, Фичино, Николая Кузанского), зодчих Брунеллески и Браманте, Франция подарила истории Рабле и Монтеня, Англия — Мора, Бэкона, Сиднея, Шекспира. Испания — Сервантеса, Польша - Коперника. Германия — Беме, Мюнцера, Кеплера. В произведениях всех этих авторов присутствует мысль о том, что гармоничность сотворенного мира проявляется везде: в действиях стихий, ходе времени, положении звезд, природе растений, животных.

Проблема предопределения — одна из центральных в христианской теологии

В росписи плафона и «Страшного Суда» на алтарной стене Сикстинской капеллы Микеланджело изображает космос человечества. На плафоне мы видим закономерно развивающуюся череду событий, пророков как вождей человечества. Микеланджело соединяет личностное и массовое, индивидуальное и всеобщее, характерное и идеальное.

Северное Возрождение славится именами нидерландских мастеров Ван Эйка, Рогира ван дер Вейдена, Босха, Брейгеля (Мужицкого), а также художников из немецких земель — А. Дюрера, Г. Гольбейна младшего и Л. Кранаха старшего. На французское искусство оказали влияние итальянцы Челлини, Россо Фьорентино, Приматиччо и ученики Леонардо, поехавшие с ним в Фонтенбло по приглашению Франциска I.

Итальянское Возрождение складывалось в переходную от средних веков к новому времени эпоху и неизбежно несло на себе следы этой переходности. В гуманистической идеологии сочетались черты старого и нового, зрели светские принципы миропонимания, постепенно разрушавшие старую систему мышления. В мировоззрении итальянского Возрождения, несмотря на наличие разных направлений, сложилось единое ядро, определившее сущность и главную особенность новой идеологии.

В изобразительном искусстве развиваются стили барокко и классицизм, а в живописи еще два направления — академизм и караваджизм, что отражает разнообразие идейно-художественных исканий. На пересечении интересов заказчиков и живописцев появляются новые жанры — пейзаж, натюрморт, картины быта, охот и праздников.

Ведущая роль архитектуры барокко в Италии выразилась в произведениях Дж. делла Порта, Л. Бернини. Ф. Борромини. Творения Бернини — площадь перед собором св. Петра в Риме, алтарь св. Терезы, «Скала реджиа» в Ватикане, фонтан на площади Навона в Риме.

Тема единства человека и природы упирается в вопрос о связи духа с природой, в вопрос: каким образом возникла и действует «целесообразная», подчиненная законам, а потому познаваемая природа вне нас? Шеллинг пишет: «...Мы не хотим, чтобы природа случайно совпадала с законами нашего духа, но чтобы она сама была необходима и первоначально не только выражала, но даже и реализовала законы нашего духа.

Основоположник просветительского романтизма в литературе, Руссо пошел значительно дальше Вольтера в ниспровержении рационалистических принципов аристократического классицизма. Он отвергал всякие формальные излишества. В искусстве он отстаивал простоту и естественность языка, обращение к жизненной правде.

XVIII столетие часто называют «золотым веком театра». Имена Мариво, Бомарше, Шеридана, Филдинга, Гоцци, Гольдони составляют одну из самых ярких страниц в истории мировой драматургии. Театр оказался близким духу эпохи. Бурная общественная жизнь сама подсказывала ему интересные сюжеты, наполняя старые формы новым содержанием. Театр вошел в жизнь людей, поскольку выполнял задачи времени.

Религиозная культура средневековья оставила после себя выдающиеся памятники архитектуры — церкви и соборы романского и готического стилей. Как произведения искусства они представляли собой синтетические организмы, в которых объединялись архитектура, скульптура, живопись. Во время службы в храме звучали слова проповеди и музыка, а праздничное богослужение являло собой театрализованное действо. Это была так называемая литургическая драма, ставшая одним из источников возрождения искусства театра в эпоху Ренессанса. Из сохранившихся образцов литургической драмы можно упомянуть «Действо о Данииле» (XII в.), посвященное рассказу об одном из библейских пророков.

В великолепных романских (Х-ХII вв.) и особенно готических (XIII-XV вв.) соборах нашли воплощение достижения строительного искусства средневековья. Рациональность конструкции и качество построек было таковым, что многие памятники сохранились до сих пор. Таковы церкви в Тулузе (1096-1250), вАрле (Х-ХI вв.), в Отэне (XII в.), соборы в Реймсе (XIII—XV вв.), Амьене (ХII-ХVвв.), Нотр-Дам в Париже (XII-XIV вв.), соборы в Вормсе (XII в.), Кельне (XIII-XIX вв.) и др.

Знаменитый комик и шут Ричард Тарлтон. XVI в.

Соборы строились по определенным сакральным канонам, имели в плане форму латинского креста, образуемую тремя или пятью продольными нефами и одним поперечным нефом (трансептом). Крест —один из распространенных и древнейших символов разных культур. В христианской традиции он связан с образом мирового древа, достигающего небес, а также становится символом распятия, воплощая идею светоносности и мученичества Христа, утверждая победу над смертью, Трех-нефное строение храма могло толковаться как воплощение идеи троичности Бога, пространство алтаря — как надгробный памятник Христу, купол и своды — символ неба и т. д.

Другим слоем культуры средневековья была культура крестьянская, народная. Она была открыта и более или менее обстоятельно изучена только в XX в. Одним из первооткрывателей народной средневековой культуры считается русский философ М. М. Бахтин, который развил концепцию народной культуры как культуры смеховой, карнавальной.* Народная культура — антипод религиозно-церковной, официальной. Она противостоит односторонней серьезности официальной культуры. Праздничный, карнавальный смех, полнота и безудержность проявлений плоти, грубая материальность и телесность — то, что было свойственно и отражало нравы крестьян. Их воплощением может служить образ Пантагрюэля из романа Франсуа Рабле.

Мюнстерский собор в Страсбурге. 1015-1439.

Музыканты. Участвующие в спектакле. Гравюра. 1588.

Музыкант, играющий на виоле.

Идее духовного спасения и бессмертия народная культура противопоставляет идею бессмертия телесного. Оно возможно как постоянное зачатие и рождение новой жизни, приходящей на смену старости и смерти.

Двойственную природу имеет и карнавальный смех, который не только отрицает, уничтожает то, что подвергается осмеянию, но и утверждает что-то положительное, новое. Карнавальный смех демократичен, он уничтожает сословные и имущественные различия между людьми, делает всех равными.

Женские платья, накидки, украшения, прически. Середина XII в.

Воины. Гравюра начала XVII в.


На главную