Курс лекций по истории искусства

Основные вехи в культуре XX в.

Научно-технический прогресс и гуманитарная культура. Диалог культур. Экзистенциализм, Модернизм: литература, театр, кинематограф, музыка. Постмодернизм.

В науке XX в. образовались новые отрасли. Получили развитие атомная энергетика, космонавтика, генная инженерия, геронтология.

В технике произошла информационная революция, которая оказала значительное влияние на формирование нового сознания человека: робототехника, компьютеры, электронная почта, Интернет — создают новое информационное пространство, новую систему общения и человеческих отношений.

Если в XIX в. ученые открыли атом как мельчайшую частицу и это дало возможность использовать атомную энергию в практической деятельности человека, то в XX в. было совершено открытие более мощной по своим возможностям энергии кварков.

В Париже немецкими политэмигрантами была создана тайная политическая организация — «Союз справедливых». Цель «Союза» — создание общества без частной собственности и разных классов. Организация возникла в Париже из основанного в 1834г. «Союза отверженных», который опирался на революционные объединения. Организационные ячейки «Союза отверженных» действовали преимущественно в Западной Германии.

Изобретение Нобелем динамита вызвало революцию в военной технике и в промышленных технологиях. Нобель, сын промышленника и изобретателя, работавшего в оружейной промышленности России, в 1865 г. основал фабрику по производству динамита. В 1895 г. он учредил фонд Нобелевских премий.

Главная ценность теософии в том, что она стремится довести до всеобщей действительности устремление человеческих душ к добру, поднимает этику на всеобщий уровень, убеждает, что можно существовать в добре и свете и в этом — радость человеческой жизни. Теософия показывает, как достичь такого уровня и, популярно переводя методику на свой язык этических символов, религиозных традиций, заставляет думать и действовать в направлении добра.

Развитие науки повлияло на художественную литературу. Публикация французского писателя Жюля Верна «С Земли на Луну» (1865) ознаменовала рождение нового жанра художественной литературы — научной фантастики. Кроме того, литературе XIX в. присуще глубокое философское осмысление жизни. Иоганн Вольфганг Гете по праву считается основоположником немецкой литературы нового времени.

Машинное производство имеет космологическое значение. Царство техники — особая форма бытия, возникшая совсем недавно и заставившая пересмотреть место и перспективы человеческого существования в мире. Машина — значительная часть культуры — в XX в. осваивает гигантские территории и овладевает массами людей.

К модернистскому направлению относились сторонники имажинизма (от франц. image — образ). Они требовали передачи непосредственных эпических впечатлений, прихотливого соединения метафор и образов, логически мало связанных, благодаря чему стихи превращались в своеобразные «каталоги образов» (существовал в Англии, Америке, России).

Другой ведущий представитель абстракционизма — Казимир Малевич, реформируя язык живописи, заявлял о своем мессианстве, о намерении создать новый образ мира. «Я хочу быть делателем новых знаков моего внутреннего движения, ибо во мне путь мира». Знаменитый «Черный квадрат на белом фоне» появился на выставке в 1913 г. В нем сосредоточено Ничто, которое вмещает в себя Все. Образ мира, сжатый до суперматричной фигуры, по Малевичу, должен стать планетарным знаком высшей

Открытие Шторбера, Цусе и Лохмена означает, что элементарный заряд электрона оказался не элементарным. Исследования материи на субэлементарном уровне могут привести к ошеломляющим результатам. Энергия взаимодействия кварков в адроне, по грубой оценке, на столько же больше энергии взаимодействия нуклонов в ядре (которые выделяются при взрыве водородной бомбы), насколько та превышает энергию взаимодействия электронов с ядром в высвобождающихся химических реакциях. Вполне можно представить себе реакцию синтеза адронов в «кварковом газе», энергию которой придется оценивать уже в мегатоннах «водородного эквивалента»*.А то, что все эффекты наблюдались практически в двухмерном пространстве, наводит на мысль, что мы стоим на пороге новых двухмерных и одномерных технологий. В 1937 г. профессор Клинтон Дэвиссон экспериментально доказал волновую природу электронов.

* Наука и жизнь. 1999. №1. С. 57.

Первая мировая война. Бетонные оборонительные сооружения в Льеже, разбитые немецкой тяжелой артиллерией.

XX в. — это революция в истории науки. 1956 г. — Джон Бардин, Уолтер Браттейн, Уильям Шокли изобрели транзисторы; 1964 г. — Чарльз Таунс совместно с российскими учеными Н. Г. Басовым и А. М. Прохоровым удостоены Нобелевской премии за изобретение лазера; 1978 г. — Арно Пензиас открыл реликтовое излучение; 1998 г. — Хорст Шторме удостоен Нобелевской премии за открытие дробного квантового эффекта.

Но сегодня подобные открытия пугают человечество, так как оно уже знает, к чему приводят атомные катастрофы.

В XX в. наука и техника шагнула так далеко вперед, что намного опередила уровень развития общественного сознания. Этика человеческих отношений и отношения человека к природе настолько упали, что использование научных и технических открытий требуют возрождения принципов древних посвященных.

А.Дейнека. Великая депрессия. 1930.

Однако пока доступ к современным достижениям науки открыт для высокоразвитого, но бездуховного интеллекта, человеку вполне реально угрожает всемирная катострофа.

Все качества техногенной цивилизации, чье рождение было отмечено в XVII в., смогли проявиться в полной мере именно в XX столетии. Ему свойственно противоречие между человеком и машиной, и это послужило источником кризиса культуры. Центральной стала проблема отчуждения человека от культуры. В это время цивилизационные процессы сделались максимально динамичными и имели определяющее значение для культуры. Между традиционной гуманитарной культурой европейского Запада и новой, так называемой «научной культурой», производной от научно-технического прогресса, с каждым годом растет катастрофический разрыв. Вражда двух культур может стать причиной гибели человечества.

Острее всего этот конфликт сказался на культурном самоопределении отдельно взятого человека. Техногенная цивилизация могла реализовать свои возможности только через полное подчинение сил природы человеческому разуму. Такая форма взаимодействия приучила человека ощущать свое господство над природой и лишала при этом его возможности понимать смысл гармонического сосуществования с ней.

Роковая роль техники в человеческой жизни связана с тем, что в процессе научно-технической революции инструмент, сотворенный руками человека, восстает против творца. Прометеевский дух человека не в силах справиться с небывалой энергией техники.


На главную