Курс лекций по истории искусства

История русской культуры.

.

1.Славянский мир: этногенез

Происхождение древних славян. Два этапа развития. Религия. Искусство: прикладное искусство, зодчество, музыка.

Начало славянской культуры относится к VI в. На ранних этапах развития, природа страны накладывала огромный отпечаток на весь ход ее истории. Обилие речных путей на Восточно-Европейской равнине облегчило грандиозные процессы колонизации племен, предопределило особенности и разнообразие хозяйственной деятельности народа, но природа не охраняла общество от чужеродных вторжений. С V в. до н. э. на северном побережье Черного моря греки основали колонии, привлекая местных жителей на свои рынки, подчиняя их своему культурному влиянию. Торговля сблизила греков и туземцев. Создавались смешанные поселения. В раскопках найдены предметы греческого искусства, сделанные мастерами по заказу варваров. Таким образом, греческое искусство служило вкусам местных жителей — скифов — иранской ветви арийского племени.

Затем вместо скифов в южной Руси оказываются сарматы, аланы — иранские кочевники. Вместе с упадком греческих городов наблюдается некоторый подъем культуры скифов-пахарей, но никакие катастрофы не уничтожили культурных достижений Поднепровья. Когда с ростом Римской державы изменилась карта мира и римские города-крепости распространились

 Древнерусская (российская) культура не является чисто славянской. Древнерусская народность складывалась в смешении нескольких субэтнических компонентов. Она зарождалась как общность, образуемая из соединения трех хозяйственно-технологических регионов — земледельческого, скотоводческого, промыслового, трех типов образа жизни, таких как оседлого, кочевого, бродячего; в смешении нескольких этнических потоков — славянского, балтийского, финно-угорского с заметным влиянием германского, тюркского, северокавказского, в пересечении влияния нескольких религиозных потоков

Культура Киевской Руси и принятие православия Дописьменный период развития культуры. Славянская письменность, русский язык. «Смеховая культура». Литература Древней Руси. Правовой кодекс. Зодчество Киевской Руси. Иконография. Культура Новгорода.

Благодаря мощным связям с Византией развивалось просвещение. Городское население Руси было грамотным. Князья владели иностранными, древними языками. Киевскую Русь называли «книжной страной». При монастырях были созданы школы, библиотеки, архивы, переводилось большое количество литературы, писались летописи. Уровень развития культуры Киевской Руси для своего времени был достаточно высок.

Особенность зодчества Киевской Руси проявлялась, с одной стороны, в следовании византийским традициям (вначале и мастера были преимущественно греки), с другой — сразу наметился отход от византийских канонов, поиск самостоятельных путей в архитектуре. Так, уже в первой каменной церкви — Десятинной — наметились такие нехарактерные для Византии черты, как многокупольность (до 25 куполов), пирамидальность. Внутри храмы украшались фресками и мозаикой. Необходимым элементом украшения были иконы

Типично русским явлением в новгородской культуре было искусство колокольного звона, которое здесь доведено до степени высокого и тонкого мастерства. Церковь Новгорода была самостоятельной, верующие выбирали себе духовного пастыря. Этот порядок был ближе к протестантским традициям. В Новгороде процветали ереси.

Культура Московского государства от Ивана IV до Бориса Годунова Московское царство. Особенность опричнины и самозванства. Характерные черты культуры России в XVI в. XVII в. — поворот к Западу. Реформа Никона. Становление русского национального характера. Историческая литература: былины и исторические повести, летописи, хронография. Книгопечатание. Наука. Искусство: зодчество, живопись.

К XVI в. сформировались особые, специфические черты русского национального самосознания. Особенностью России было соединение характерной для Востока духовности, выраженной в православии, со стремлением к свободе, демократии, свойственной Западу. Характерной чертой русских был коллективизм и слабо выраженное личностное сознание, приоритет государственных начал, интересов державы

Большим событием в культуре XVI в. было появление русского книгопечатания. Его началом принято считать 1564 г., когда была издана первая датированная книга «Апостол». Издали ее Иван Федоров и Петр Мстиславец. За весь век было напечатано 20 книг. Но рукописная книга еще и через сто лет будет занимать ведущее место.

Эпоха правления первых Романовых Царь Михаил Федорович. Алексей Михайлович. Федор Алексеевич. Род Романовых дал начало новой царской (с 1721 г. — императорской) династии, которая правила в России вплоть до 1917 г. В 1613 г. Земский собор (сословно-представительный орган, созывавшийся с 1549 г.) избрал на царство Михаила Федоровича Романова.

Эпоха реформ Петра I и культура России в послепетровское время (XVII-XVIII вв.) Личность Петра и его преобразования. Элементы культуры нового времени: в науке, архитектуре, живописи. XVII в. в культуре России. Иконопись, храмовая архитектура, зарождение театра. Образовательные учреждения. XVIII век: Екатерина II и ее преобразования. Просвещение. Портретная живопись. Театр.

Развитие естественных наук в странах Западной Европы было подготовлено философскими исканиями этого периода. Виднейшие представители эмпиризма и рационализма (особенно Локк и Декарт) оказали реальное влияние на развитие и опытно-экспериментальной науки и теоретической мысли в Европе. Поэтому естественно, что русская философия и наука петровского времени восприняли это духовное богатство.

Важным началом в процессе отделения светской культуры от церковной была замена старого церковнославянского шрифта новым, гражданским. Мощным средством просвещения народа явилась периодическая печать. Первой печатной газетой в России были «Ведомости», вышедшие в 1703г. Рост книгопечатания способствовал развитию книжной торговли. В 1714 г. была открыта первая библиотека, ставшая основой библиотеки Академии наук. Она была доступна для свободного посещения.

Екатерину II не случайно именовали «философом на троне». Такая оценка имел а все основания: увлечение философскими и социально-политическими идеями под влиянием европейского Просвещения, сочинений Беккариа, Вольтера, Монтескье нашло свое отражение в философских записках, письмах, журнальных статьях и прежде всего в «Наказе» Екатерины П.

Русская культура XIX века Историко- социальная картина XIX века в России. Система образования. Философия. Литература. Живопись. Музыка. Театр. Балет. Наиболее значительными историко-политическими событиями XIX в. были Отечественная война 1812 г., восстание декабристов 1825 г., отмена крепостного права 1861 г. Эти эпохальные моменты истории в определенной степени повлияли на формирование культуры в России.

«Серебряным веком» в развитии философии считается XIX в. Патриархом русской философской мысли является Вл. Соловьев. Идейные поиски Вл. Соловьева в области философии и эсхатологии, в частности его учение о мире как «всеединстве», оказали существенное влияние на русский религиозно-философский ренессанс конца XIX — начала XX в., а также на становление и развитие литературы символизма. Вл. Соловьев вводит в русскую философию идею космизма, понятие Софии. Его идеи подхватывают Н. Федоров, а затем К. Циолковский и П. Чижевский. Их творчество открывает новое своеобразное философское направление, названное впоследствии русским космизмом.

Значительное место в мировой литературе занимает А. С. Грибоедов — человек разносторонних интересов, незаурядных музыкальных способностей, автор около 30 литературных произведений и среди них самого яркого и известного — «Горе от ума». В 1826 г. он находился под следствием по делу декабристов.

XIX в. — век небывалого взлета в развитии русской живописи, хотя профессиональные занятия живописью считались не дворянским делом. Если русская литература, поэзия, философия создавались именно дворянской интеллигенцией, то живописцы и скульпторы выходили из крепостных, мастеровых, мещан, мелких торговцев.

Судьбы русской культуры в XX веке. Период развития русской культуры до 1917 г. Характерные черты советской культуры. Искусство в советский период. Влияние запада на развитие русской культуры. Культура Русского зарубежья.

Октябрьская революция, по мысли ее организаторов, должна была коренным образом изменить ситуацию в сфере духовной культуры. Впервые у культуры должна была появиться возможность в полном и подлинном смысле принадлежать народу, служить выразителем его интересов и духовных запросов. Однако лидеры революции, считая ее пролетарской по сути, сделали вывод о том, что и новая культура, которую станет возводить новое революционное общество, тоже должна быть пролетарской.

В годы войны было создано одно из самых великих произведений XX в. — Седьмая симфония Д. Шостаковича

Племена Восточной Европы в VI-VII ев.

До Приазовья, Поднепровье оказалось подготовленным к восприятию элементов римской культуры. Носителем культуры этого периода было раннее славянское население. С IV в. и на протяжении целого тысячелетия южные степи Руси были предметом спора пришлых племен с Востока.

Летопись не помнит времени прихода славян из Азии в Европу. Она застает их уже на Дунае, в Карпатах. Падение Западной Римской империи, массовое движение славян через Дунай приводят к возникновению крупных славянских племен. Латинские и византийские писатели VI-VIII вв. говорят о двух ветвях славян — антах и собственно славянах.*Начался новый период в истории восточных славян. Он подводит к появлению блестящей культуры, сложившейся в Киевское время.

Придя в Поднепровье, славяне не нашли здесь такой культуры и цивилизации, как германские племена в Западной Римской империи, но с VI в. памятники позволяют говорить о собственной и в достаточной степени определившейся культуре восточных славян. До образования Киевского государства они имели значительную историю, заметные успехи в области материальной культуры, владели секретами обработки металла, применяли земледельческие орудия. У этого народа были выработаны известные представления о земном и загробном мире, сложились строго соблюдаемые ритуалы, и когда завершился процесс этногенеза — формирования древнерусской народности — эти культурные достижения прошлого не были забыты.

Полевое оборонительное сооружение. Реконструкция.

Меч из Перещепинского клада. IV в. Меч из клада в Орловской области. V-VI вв.


На главную